Адрес: 211875, г.Поставы, пл.Ленина, д.25
Телефон приемной: 8 (02155) 4-10-45, 8 (02155) 2-66-07 c 8.00 до 17.00
Электронная почта райисполкома: kanz@rikpostavy.by
Режим работы: пн-пт с 8.00 до 17.00, обеденный перерыв с 13.00 до 14.00, выходные дни: сб, вс
Вышестоящий государственный орган
Набережная Поставы ночью Ночная набережная Дворец Тызенгауза Храм Постав
Набережная
Набережная
Поставы ночью
Ночная набережная
Дворец Тызенгауза
Храм Постав
Главная / Экономика / Торговля и платные услуги / Защита прав потребителей

Защита прав потребителей

Информируем, что в целях повышения уровня правовой грамотности и информированности потребителей МАРТ создан Telegram-канал по вопросам прав потребителей и способах их защиты: «МАРТ о правах потребителей». Подписаться можно по ссылке https://t.me/consumer_rights_by_MART


Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2009 №26 «О некоторых вопросах защиты прав потребителей»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 №778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»

Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.11.2018 №85 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» 

О правах потребителей при обнаружении недостатков в технически сложных товарах 

Права потребителей при покупке непродовольственных товаров

Права потребителей при выполнении работ либо оказании услуг

Приобретаем продукцию легкой промышленности обдуманно и правильно: полезная информация для потребителей

Приобретаем товар в интернет-магазине правильно и обдуманно

Памятка потребителю при покупке продовольственных товаров

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 935 «О некоторых мерах по защите прав потребителей»


Основным документом, регулирующим правовые отношения в области защиты прав потребителей, является Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года ”О защите прав потребителей“. Действие настоящего Закона распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договора розничной купли-продажи и иных подобных договоров.

Кроме данного Закона вопросы защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, иными документами, принятыми в развитие Закона.

Важным элементом государственной политики в сфере защиты прав потребителей является информационно-просветительская работа. На сегодняшний день на республиканских и региональных каналах периодически выходят тематические выпуски передач, печатные средства массовой информации систематически освещают проблематику по защите прав потребителей.

В Республике Беларусь государственные органы осуществляют защиту прав потребителей врамках своей компетенции. Координацию деятельности вданной области осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В пределах области государственная защита прав потребителей и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляется уполномоченными по защите прав потребителей областного, городских и районных исполнительных комитетов.

Уполномоченными постоянно оказывается консультативная помощь с целью повышения грамотности потребителей, организовываются выступления в печатных средствах массовой информации, на телевидении и радио, обеспечивается размещение соответствующей информации на стендах и официальных сайтах и т.д.

Кроме того, уполномоченными по защите прав потребителей рассматриваются обращения граждан, проводятся проверки (мониторинги) соблюдения законодательства, выдаются предписания об устранении нарушений, оказывается помощь в составлении исковых заявлений в суд.


Всемирный день защиты прав потребителей ежегодно отмечается 15 марта во всем мире, и каждый год посвящен одной из актуальных тем потребительских отношений.

В 2022 году Всемирный день защиты прав потребителей проводится под девизом: «Справедливые цифровые финансовые услуги». 

Быстро развивающиеся цифровые технологии кардинально меняют привычные рынки платежей, кредитования, страхования, становясь ключевым фактором для потребителей финансовых услуг. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг.

По мере глобализации данного сегмента потребительского рынка у граждан возникают новые социально-экономические возможности. Однако будущее успешное развитие цифровой экономики возможно только при условии, что все используемые в данной сфере технологии будут не только общедоступны, но и защищены от мошенничества, злоупотреблений и технических ошибок.

В этой связи возникает необходимость повышать цифровую грамотность потребителей, для того чтобы потребители могли пользоваться всем спектром интернет-технологий в сфере финансовых услуг, правильно оценивали их, а также владели навыками защиты от интернет-угроз, в т.ч. от финансового мошенничества.


Чтобы оградить себя от недобросовестных продавцов в сети Интернет каждый потребитель должен знать следующее:

1. продавец на сайте Интернет - магазина должен довести до сведения потребителя на белорусском или русском языке следующую информацию:

наименование своей организации, юридический адрес, УНП (для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, адрес, сведения о государственной регистрации и наименовании органа осуществившего государственную регистрацию);

режим работы магазина;

дату регистрации интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь;

о документах, подтверждающих факт приобретения товара, которые продавец обязан выдавать покупателю вместе с товаром (образцы таких документов и порядок их оформления размещаются на сайте интернет-магазина);

о товаре (наименование, место нахождения изготовителя и импортера, а также при наличии импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание; установленные гарантийные сроки на товар, дата изготовления и срок службы (срок годности или срок хранения товара); цена товара; наличие товара в продаже; срок доставки товара, цена и условия оплаты доставки товара);

2. с 16 июня 2013 года в интернет-магазинах в обязательном порядке все без исключения продавцы должны выдавать кассовый чек.

Предъявить претензию по некачественному товару покупатель вправе и без чека при наличии иных доказательств (например, при наличии сведений о продавце на упаковке товара, в гарантийном талоне, расписке, наличии идентификационных знаков и т.д.). При отсутствии доказательств приобретения товара у конкретного продавца, последний может оспорить факт приобретения у него этого товара;

3. при доставке товара, приобретенного в интернет-магазине потребитель должен сопоставить информацию, полученную на сайте, с информацией в документах на приобретенный товар (технический паспорт, гарантийные талоны), в которых в обязательном порядке должна быть отметка о продавце (наименование, контактный телефон, подпись продавца). Такие отметки, как имя и номер мобильного телефона на указанных документах не допускаются, т.к. при выявлении недостатков зачастую трудно потом установить продавца.

Покупатель удостоверяет прием товара подписью в сопроводительных документах продавца;

4. при приобретении товаров в интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь ”О защите прав потребителей“.

Интернет-ресурсы