В отделении сопровождаемого проживания государственного учреждения «Дуниловичский психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов» проживающие проходят I, II, III этапы сопровождаемого проживания.
I этап этап
На данном этапе проводится диагностика кандидатов для сопровождаемого проживания из числа получателей социальных услуг дома-интерната. Целью данного этапа является подбор обеспечиваемых для подготовки к учебному (тренировочному) сопровождаемому проживанию, формирование групп для сопровождаемого проживания. Специалисты, входящие в состав комиссии совместно определяют уровень сформированности навыков, необходимых для самостоятельного проживания, наличие мотивации к ведению самостоятельной жизнедеятельности. Диагностика проводится для всех проживающих, находящихся на обслуживании дома-интерната, из числа сохранивших частичную или полную способность к самообслуживанию при отсутствии у них медицинских противопоказаний.
Основными задачами первого этапа являются:
· помощь в развитии личностного потенциала, способностей и возможностей обеспечиваемого в освоении навыков самообслуживания и самостоятельного функционирования
· подбор кандидатов на подготовку к жизнедеятельности на условиях сопровождаемого проживания из числа обеспечиваемых
· оценивается общее психическое самочувствие обеспечиваемого, уровень развития у него навыков общения
· диагностируются общее интеллектуальное развитие обеспечиваемого и его способность к освоению новых знаний, а также умения и навыки на бытовом уровне, способность к самообслуживанию и т.д.
· выявляются вредные привычки обеспечиваемого, его склонности к различным видам девиаций
· определяются профессиональные способности и интересы обеспечиваемых, уровень их профессиональной подготовки, наличие образования, а также способности, увлечения и интересы в сфере творчества, досуга и отдыха
· оцениваются потенциальная возможность и общая мотивация обеспечиваемых на подготовку к самостоятельному проживанию в будущем, проблемы и потребности в этой сфере и др.
II этап – учебное сопровождаемое проживание
На второй этап переходят обеспечиваемые, успешно прошедшие первый этап сопровождаемого проживания, имеющие положительную установку на труд и дальнейшую самостоятельную жизнь.
На данном этапе основными направлениями деятельности сотрудников в рамках сопровождения являются:
· дальнейшее развитие навыков самообслуживания
· обучение навыкам организации собственного быта и окружающего жизненного пространства
· обеспечение дневной занятости и развитие трудовых навыков
· содействие освоению социального пространства и формирование социально-ответственного поведения
· помощь в развитии творческих способностей, организации досуговой деятельности
· содействие расширению информационно-коммуникативной сферы
· трудовую реабилитацию и восстановление навыков к труду
· улучшение эмоционального состояния, коммуникативной среды, межличностного общения, разрешения конфликтных ситуаций
· социальную интеграцию, адаптацию к окружающей среде, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни в учреждении и за его пределами
· развитие физического состояния
· формирование, развитие финансовой грамотности
· формирование правовой грамотности
III этап – сопровождаемое проживание
Цель этапа – проведение интенсивной подготовки и закрепление навыков самостоятельности путем организации жизнедеятельности, максимально приближенной к обычной жизни человека и его взаимодействию в окружающем социуме, предусматривает самостоятельное ведение домашнего хозяйства и самостоятельное социальное функционирование, развитие адаптационных возможностей и приспособительных механизмов к самостоятельной жизни. На третий этап переводятся обеспечиваемые имеющие положительные заключения и рекомендации комиссии на проживание в отдельном помещении.
Обеспечиваемые отделения ведут самостоятельный образ жизни с учетом имеющихся у них навыков и опыта, сами поддерживают порядок в помещениях, готовят пищу, ведут хозяйство, самостоятельно осуществляют планирование времени и т.д. Обеспечиваемые отделения предоставлены более широкие права и возможности в организации домашнего быта, свободы передвижения и общения, в реализации своих интересов и потребностей в открытом социуме. Одновременно они несут более полную ответственность за свои действия и поступки по соблюдению норм и правил проживания, бытовой и трудовой самостоятельности и безопасности, в целом за организацию своей жизнедеятельности. Повышение степени мотивации к самостоятельности стимулируется благодаря форме устройства жизни в отделении по типу общежития, имеющей большую степень свободы, включая свободный режим, при этом не исключая возможности корректировки со стороны сотрудников отделения. Сопровождаемое проживание обеспечиваемых отделения организуется в групповой форме. Форма организации сопровождаемого проживания зависит от потребностей в сопровождении, уровня развития социальных компетенций, в частности, способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению, обучению и трудовой деятельности, способности контролировать свое поведение. Групповое сопровождаемое проживание формируется группой численностью 5 человек. В результате адаптации к самостоятельной жизни обеспечиваемых, начинается подготовка документов к процессу восстановления дееспособности.