Витебская таможня является одной из восьми таможен, входящих в структуру таможенных органов Республики Беларусь.
Одним из направлений деятельности Витебской таможни является проведение таможенного контроля после выпуска товаров (посттаможенный контроль), целью проведения которого является выявление и пресечение правонарушений после таможенного оформления ввезенных товаров в заявленной таможенной процедуре. Таможенный контроль таможенными органами осуществляется в формах, определенных статьей 322 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).
В настоящее время работа по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров ведется по принципу минимального вмешательства в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности
Пунктом 1 Декрета Президента Республики Беларусь № 7 от 23.11.2017 «О развитии предпринимательства» определено, что взаимодействие государственных органов, иных государственных организаций (далее, если не предусмотрено иное, - государственные органы), их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями основывается, кроме прочего, на принципе приоритетной направленности работы контролирующих (надзорных) органов на профилактику правонарушений, а не исключительно на привлечение к ответственности за совершенные субъектами хозяйствования нарушения;
Пунктом 4 статьи 278 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» определено, что таможенные органы вправе взаимодействовать с участниками внешнеэкономической деятельности, подлежащими таможенному контролю, в целях профилактики и предупреждения нарушений в сфере таможенного регулирования в порядке, устанавливаемом Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь своим постановлением от 14.07.2022 № 52 «О взаимодействии таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности» определил, что в целях профилактики и предупреждения нарушений в сфере таможенного регулирования таможенный орган, выявивший признаки нарушений участниками внешнеэкономической деятельности, подлежащими таможенному контролю, регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Республики Беларусь, иных международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и (или) законодательства о таможенном регулировании с применением системы управления рисками направляет подконтрольному лицу информацию о выявленных после выпуска товаров признаках нарушений им таможенного законодательства, а также о способах устранения таких.
Данное профилактическое информирование также является превентивной мерой по недопущению со стороны субъектов предпринимательской деятельности серьезных нарушений таможенного законодательства и обеспечения своевременной уплаты в бюджет государства причитающихся таможенных платежей в полном объеме.
Использование норм вышеуказанных нормативных правовых актов Республики Беларусь в совокупности с проводимым таможенным контролем в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений позволяет таможенным органам Республики Беларусь в целом, и Витебской таможне в частности, в максимальной степени минимизировать вмешательство в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров.
Посттаможенный контроль в Витебской таможне, как и в таможенной системе в целом, является неотъемлемой частью системы таможенного регулирования, одной из форм обратной связи, посредством которой субъект хозяйствования получает информацию, необходимую для своевременного устранения ошибок и недочетов, а также для учета всевозможных рисков при осуществлении им внешнеэкономической деятельности в рамках таможенного законодательства Евразийского экономического союза.
По материалам Витебской таможни