Проверками, проведенными в отделах по образованию районных исполнительных комитетов, выявлены следующие нарушения.
В нарушение п.п. 2.8 п. 2 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 24.04.2013 N 22 "О типовых штатах и нормативах численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования", п. 8 таблицы 4 приложения к данному постановлению по причине расчета численности уборщиков исходя из количества уборок в смену (например, на площадь 500 кв. м по законодательству вводится 1 шт. ед. уборщика в смену, фактически на одну смену вводилось 2 уборщика из того расчета, что она убиралась дважды в течение смены), что не предусмотрено законодательством, а также в связи с включением в убираемую площадь помещений пищеблока (не подлежали включению) в подведомственных учреждениях образования содержались сверхнормативные ставки уборщиков помещений, что повлекло незаконное получение бюджетных средств (ст. 136 Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее - БдК)).
В нарушение п. 10, п. 11 таблицы 1 приложения к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 24.04.2013 N 22 "О типовых штатах и нормативах численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования" и п.п. 2.3 п. 2 данного постановления по причине завышения количества обучающихся в штатном расписании учреждения образования завышена численность педагога-психолога и педагога социального, что привело к излишнему получению бюджетных средств (ст. 136 БдК).
В нарушение п. 3 и п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 N 27 "Об оплате труда работников бюджетных организаций" (далее - Указ N 27 от 18.01.2019) на премирование работников учреждений образования и оказание им материальной помощи направлялись средства в размерах, превышающих в 2020 году 5 процентов от суммы окладов работников и 0,3 среднемесячной суммы окладов работников соответственно, что повлекло незаконное получение бюджетных средств (ст. 136 БдК).
В нарушение ст. 57 Трудового кодекса Республики Беларусь, п.п. 3.4 п. 3 Инструкции о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству образования, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и относящихся к сфере деятельности Министерства образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 03.06.2019 N 71 (далее - Инструкция о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат работникам от 03.06.2019 N 71), за счет средств бюджета произведена выплата надбавок за высокие достижения в труде неосвобожденным председателям профсоюзных организаций за работу в первичных профсоюзных организациях, что привело к использованию бюджетных средств с нарушением бюджетного законодательства (ст. 138 БдК).
В нарушение п. 14 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 03.04.2019 N 13 (далее - Инструкция N 13 от 03.04.2019), заведующим (их заместителям) детских дошкольных учреждений образования произведена доплата за замену (совмещение) должности воспитателя учреждения от оклада воспитателя с учетом стимулирующих и компенсирующих выплат, вместо доплаты от оклада по совмещаемой должности без указанных выплат, что привело к использованию бюджетных средств с нарушением бюджетного законодательства (ст. 138 БдК).
В нарушение п.п. 3.6 п. 3 Инструкции о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат работникам от 03.06.2019 N 71 (в ред. от 11.12.2019, п.п. 3.6 п. 3 исключен с 01.01.2021) специалистам и служащим устанавливалась надбавка за сложность и напряженность труда, которая предусмотрена только для рабочих учреждений образования, что повлекло незаконное расходование бюджетных средств (ст. 138 БдК).
В нарушение п.п. 3.1 п. 3 Инструкции о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат работникам от 03.06.2019 N 71 (в ред. с 25.11.2020) в результате начисления и выплаты надбавки за характер труда категориям работников, которым она не устанавливается (заместителям руководителей учреждений образования), допущено использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства (ст. 138 БдК).
В нарушение п.п. 1.3 п. 1 приложения 1 к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 N 71 "Об оплате труда работников в сфере образования" по причине установления учителям тарифных разрядов не в соответствии с присвоенными квалификационными категориями (например, тарифный разряд при наличии второй квалификационной категории установлен как учителю с первой квалификационной категорией) допущено использование бюджетных средств с нарушением бюджетного законодательства (ст. 138 БдК).
Установление надбавки за специфику работы в сфере образования учителю-дефектологу как учителю по п.п. 3.2 п. 3 Инструкции о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат педагогическим работникам от 03.06.2019 N 71, в то время как указанная должность отнесена к иным педагогическим работникам из числа специалистов (необходимо было установить данную надбавку по п.п. 3.1 п. 3 указанной выше инструкции), привело к использованию средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства (ст. 138 БдК).
В нарушение п. 6 и п. 8 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь 10.04.2000 N 47, по причине неверного перерасчета среднего заработка при наступлении в период трудового отпуска временной нетрудоспособности, а также начисления среднего заработка за лишнее количество дней трудового отпуска (не соответствующее количеству, указанному в приказе руководителя) допущено использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства (ст. 138 БдК).
В нарушение п. 2 ч. 3 ст. 17 Трудового кодекса Республики Беларусь на время нахождения специалистов в социальных отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с работниками, исполняющими их обязанности, вместо срочных трудовых договоров (за исключением контрактов) заключались контракты с установлением надбавок за работу на условиях контрактной формы найма и предоставлением дополнительного поощрительного отпуска, на выплату которых необоснованно использованы бюджетные средства (ст. 138 БдК). Данное нарушение устанавливалось также при проверках, проведенных в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и в местных исполнительных и распорядительных органах.
Проверками, проведенными в центрах по обеспечению деятельности бюджетных организаций, выявлены следующие нарушения.
В нарушение пунктов 14, 15 и 17 приложения 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2019 N 948 "О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2019 г. N 475" по причине завышения количества лицевых счетов, от которых зависит численность бухгалтеров, в штатное расписание введены сверхнормативные штатные единицы бухгалтеров, в связи с чем незаконно получены бюджетные средства (ст. 136 БдК).
По причине включения в акты выполненных работ завышенной стоимости материалов, стоимости подрядных работ, выполнение которых не подтверждается списанием материалов для их выполнения, невыполненных работ по оштукатуриванию поверхностей стен, потолков, по разборке облицовки стен из керамических глазурованных плиток, невыполненных работ по обшивке карнизных свесов кровли, по разборке покрытий полов из керамических плиток, по устройству цементных стяжек, по устройству покрытий пола плиткой, в нарушение п. 2 ст. 2 и п. 4 ст. 37 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-3 "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь" по объектам текущего ремонта учреждений образования и культуры допущено завышение объемов и стоимости строительно-монтажных работ, повлекшее незаконное получение бюджетных средств (ст. 136 БдК).
Проверками, проведенными в организациях образования, выявлены следующие нарушения.
В нарушение ст. 57 Трудового кодекса Республики Беларусь по причине перечисления на карт-счета работникам не начисленных им сумм заработной платы допущено использование средств бюджета и внебюджетных средств учреждения с нарушением бюджетного законодательства (ст. 138 БдК).
В нарушение п. 4 и п. 7 Инструкции N 13 от 03.04.2019 по причине включения в стаж работы периода работы в организациях, не относящихся к бюджетным организациям Республики Беларусь, на оплату надбавки за стаж работы использованы с нарушением бюджетного законодательства бюджетные средства (ст. 138 БдК).
В нарушение абз. 4 п.п. 3.2 п. 3 Инструкции о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат работникам от 03.06.2019 N 71 надбавка, предусмотренная законодательством для молодых специалистов из числа выпускников, получивших высшее и среднее специальное образование, которым место работы предоставлено путем распределения (перераспределения), трудоустройства в счет брони, направления на работу (перенаправления на работу) в бюджетные организации сферы образования, выплачивалась также работникам, получившим профессионально-техническое образование, и направленным на работу в учреждение по соответствующей рабочей профессии (молодые рабочие), в связи с чем на выплату заработной платы необоснованно использованы бюджетные средства (ст. 138 БдК).
В нарушение ст. 198 Трудового кодекса Республики Беларусь, п. 3 Указа N 27 от 18.01.2019 не произведено снижение на 50% базовой премии работникам колледжа при объявлении им замечаний (снижение премии в таких случаях предусмотрено локальным актом учреждения), в связи с чем за счет средств бюджета излишне начислено премий (ст. 138 БдК).
В нарушение п. 14 Инструкции N 13 от 03.04.2019 по причине определения размера доплаты за совмещение должностей (профессий) и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника за дни, не указанные в приказах директора, а также от полной ставки по совмещаемой должности при том, что отсутствующий работник работал на 0,5 ставки, за счет средств бюджета излишне начислено и выплачено заработной платы (ст. 138 БдК).
В нарушение п. 4 Указа N 27 от 18.01.2019 вследствие выплаты в конце года работникам, отработавшим неполный календарный год, единовременной выплаты на оздоровление не пропорционально отработанному времени (как следовало по локальному акту учреждения), а также от завышенного оклада, излишне использованы бюджетные и внебюджетные средства (ст. 138 БдК).
В нарушение п.п. 2.1 п. 2 и п.п. 3.2 п. 3 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 19.10.2011 N 273 "О ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам" компенсация на приобретение учебной и методической литературы начислялась всем педагогическим работникам (в т.ч. за период нахождения работников в социальных отпусках), в то время как следовало начислять только педагогическим работникам при условии работы не менее чем на 0,5 ставки, а за месяц, в котором предоставлен социальный отпуск, - пропорционально отработанному времени, в связи с чем бюджетные средства использованы с нарушением бюджетного законодательства (ст. 138 БдК).
В результате направления части внебюджетных средств, запланированных на оплату косвенных расходов, приходящихся на приносящую доходы деятельность, на оплату иных расходов, в нарушение п. 10, п.п. 13.1 п. 13, п. 16, п. 18 Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 19.07.2013 N 641 (далее - Положение N 641 от 19.07.2013), допущено незаконное получение бюджетных средств (ст. 136 БдК). Данное нарушение установлено также и при проверках учреждений здравоохранения и культуры.
В нарушение п. 75 таблицы 1 "Типовые штаты и нормативы численности работников учреждений среднего специального образования" (приложение к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 01.07.2016 N 54 "О Типовых штатах и нормативах численности работников учреждений среднего специального образования" (документ утратил силу с 01.09.2022 в связи с принятием постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11.08.2022 N 250)), п. 76 приложения 1 к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 11.08.2022 N 251 "О Типовых штатах и нормативах численности работников учреждений среднего специального образования" по причине расчета численности сторожей по 5-ти постам исходя из круглосуточного режима работы, в то время как 4 из них работали по иному графику работы (некруглосуточно), в штатное расписание по бюджету введено излишнее количество ставок сторожей, что повлекло незаконное получение бюджетных средств (ст. 136 БдК).
В нарушение п. 30 приложения 1 к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 11.08.2022 N 251 "О Типовых штатах и нормативах численности работников учреждений среднего специального образования" по причине неверного определения часов работы в год при реализации содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и количества обучающихся, осваивающих содержание образовательных программ профессионально-технического и (или) среднего специального образования в дневной форме получения образования, завышена штатная численность педагога дополнительного образования, что повлекло незаконное получение бюджетных средства (ст. 136 БдК).
В нарушение абз. 2 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2019 N 138 "Об оплате труда работников бюджетных организаций", параграфа 18 "Повар" выпуска 51 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 25.11.2003 N 146, повару учреждения был установлен 5-й разряд работ вместо 4-го разряда работ, соответствующего выполняемой согласно рабочей инструкции характеристике работ, в связи с чем бюджетные средства на оплату труда использованы с нарушением бюджетного законодательства (ст. 138 БдК).
В нарушение п.п. 1.4 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 N 776 "Об упорядочении использования служебных и специальных легковых автомобилей" (документ утратил силу с 30.09.2023) по причине содержания сверх установленного табелем положенности специального легкового автомобиля допущено использование с нарушением бюджетного законодательства бюджетных и внебюджетных средств (ст. 138 БдК).
В нарушение ч. 2 п.п. 2.9 п. 2 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25.05.2015 N 43 "О Типовых штатах и нормативах численности работников учреждений профессионально-технического образования", п. 66 таблицы 1 приложения 1 к данному постановлению (документ утратил силу с 13.01.2024), ч. 2 п.п. 2.10 п. 2 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11.08.2022 N 251 "О Типовых штатах и нормативах численности работников учреждений среднего специального образования" и п. 69 таблицы 1 приложения 1 к данному постановлению в результате завышения убираемой площади, в которую включены подвальные помещения, пищеблок, помещения для стирки, сушки и хранения белья, хозяйственные кладовые и другие помещения, не требующие ежедневной уборки, содержалась излишняя штатная численность уборщиков помещений, что повлекло незаконное получение бюджетных средств (ст. 136 БдК).
В нарушение п. 3 Указа N 27 от 18.01.2019, п. 8, п. 9 и п. 27 Инструкции о порядке расчета планового фонда оплаты труда работников бюджетных организаций сферы образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 21.07.2021 N 149 "О порядке расчета планового фонда оплаты труда работников бюджетных организаций сферы образования", в результате превышения за 2022 год планового фонда премирования из бюджета излишне получены средства (ст. 136 БдК).
В нарушение абз. 3 ст. 214 Трудового кодекса Республики Беларусь работникам учреждения при отсутствии направления нанимателя, договоров в сфере образования либо иных оснований, предусмотренных коллективным или трудовым договором, сохранен средний заработок за период предоставленного в связи с обучением социального отпуска, на оплату которого использованы бюджетные средства (ст. 138 БдК).
В нарушение абз. 2 п. 1 Указа N 27 от 18.01.2019, параграфа 1а "Водитель автомобиля" выпуска 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 25.11.2003 N 147, завышен тарифный разряд и, соответственно, оклад водителю автомобиля вследствие неверного определения категории механического транспортного средства (был установлен 5 тарифный разряд при работе на автомобиле категории "В", а следовало установить в таком случае 4 тарифный разряд), что привело к необоснованному расходованию бюджетных средств (ст. 138 БдК).
Проверками, проведенными в организациях здравоохранения, выявлены следующие нарушения.
Справочно: согласно п.п. 1.1 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2020 N 43 "О применении типовых (примерных) штатов и нормативов численности работников бюджетных организаций" планирование расходов республиканского и местных бюджетов на оплату труда работников бюджетных организаций осуществляется в соответствии с типовыми (примерными) штатами и нормативами численности работников (в том числе выполняющих вспомогательные функции) бюджетных организаций, если иное не установлено законодательством.
В нарушение п. 9, п. 22 приложения 1, п. 9 и п. 20 приложения 2 Примерных штатных нормативов медицинских работников стоматологических (детских стоматологических) поликлиник, утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 19.04.2006 N 23, в штатные расписания стоматологических поликлиник введена сверхштатная численность медицинских сестер, зубных фельдшеров и санитарок по причине их расчета не только исходя из должностей врачей-стоматологов, но и должностей зубных фельдшеров, на которые должности медицинских сестер и санитарок не предусмотрены, что повлекло незаконное получение бюджетных средств (ст. 136 БдК).
В результате завышения убираемой площади в нарушение п.п. 7.33 п. 7 приложения к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.12.2014 N 98 "Об утверждении примерных штатных нормативов численности работников организаций государственной системы здравоохранения, финансируемых из бюджета" (документ утратил силу с 01.11.2021), п.п. 7.31 п. 7 приложения к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.10.2021 N 114 "Об утверждении примерных штатных нормативов численности работников организаций государственной системы здравоохранения, финансируемых из бюджета" излишнее содержание ставок уборщиков служебных помещений повлекло незаконное получение бюджетных средств.
По аналогичной причине (завышение площади обслуживаемых зданий и сооружений) в нарушение п.п. 7.31 п. 7 приложения к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.10.2021 N 114 "Об утверждении примерных штатных нормативов численности работников организаций государственной системы здравоохранения, финансируемых из бюджета" излишне содержалась штатная численность рабочих по комплексному обслуживанию зданий и сооружений, что повлекло незаконное получение бюджетных средств (ст. 136 БдК).
В результате расчета численности кухонных рабочих без учета показателей их введения (количество коек), предусмотренных п. 4 приложения к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.03.2006 N 10 "Об утверждении примерных штатных нормативов работников кухонь и столовых организаций здравоохранения, финансируемых из бюджета", допущено незаконное получение бюджетных средств (ст. 136 БдК).
В нарушение п. 13 приложения 1 к приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.03.2005 N 95 "Об утверждении штатных нормативов медицинских работников амбулаторий общей практики и амбулатории" завышение обслуживающего населения при расчете численности санитарок в фельдшерско-акушерских пунктах повлекло незаконное получение бюджетных средств (ст. 136 БдК).
В нарушение п. 14 Инструкции N 13 от 03.04.2019 установление доплат за совмещение, исполнение обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы не от оклада по должности служащего, по которой производится совмещение или выполняются обязанности, а от оклада работника, который совмещает или выполняет данные обязанности, привело к необоснованному расходованию бюджетных средств (ст. 138 БдК).
В нарушение абз. 3 ч. 1, ч. 2 п. 3 Инструкции о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 13.06.2019 N 53, установление надбавок молодым специалистам (медицинским работникам) не только по должности, указанной в направлении учреждения образования, а также по другим должностям, занимаемым работником сверх установленной продолжительности рабочего времени, на которые не распространялся срок обязательной работы по направлению, повлекло излишнее начисление и выплату заработной платы (ст. 138 БдК).
В нарушение п. 3 приложения 1 к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.06.2019 N 52 "Об оплате труда медицинских и фармацевтических работников, а также служащих, занятых в здравоохранении и фармацевтической деятельностью", выпуска 1 ЕКСД "Должности служащих для всех видов деятельности", утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь 30.12.1999 N 159, в результате завышения тарифного разряда по должности "инспектор по кадрам" (установлен 4-й разряд вместо 3-го) и "старший инспектор по кадрам" (установлен 5-й разряд вместо 4-го) излишне начислено и выплачено заработной платы работникам (ст. 138 БдК).
В нарушение абз. 6 и абз. 12 п. 25 Положения N 641 от 19.07.2013 в результате начисления и выплаты премии руководителям учреждения за счет превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении учреждения, при неисполнении учреждением обязательств по восстановлению средств в бюджет от внебюджетной деятельности (косвенных и прямых расходов бюджета), допущено использование внебюджетных средств с нарушением бюджетного законодательства (ст. 79 и ст. 138 БдК).
В нарушение п. 4 Инструкции N 13 от 03.04.2019 и п. 2 Указа N 27 от 18.01.2019 вследствие неверного подсчета стажа работы в бюджетных организациях Республики Беларусь завышен размер надбавки за стаж работы в бюджетных организациях работникам и излишне начислено и выплачено за счет средств бюджета заработной платы (ст. 138 БдК).
В нарушение п. 4 Положения о гарантиях при направлении на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 24.01.2008 N 101 (в ред. от 30.12.2019 N 938), оплата суточных специалисту, направленному на переподготовку в заочной форме получения образования в другой населенный пункт, произведена не пропорционально продолжительности обучения в течение каждого учебного года, что повлекло излишнее возмещение за счет средств бюджета командировочных расходов (ст. 138 БдК).
В нарушение приложения 2 "Нормы среднесуточного набора пищевых продуктов для одного пациента" к Инструкции о порядке организации диетического питания, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 21.11.2019 N 106, по причине завышения норм вложения при приготовлении блюд допущено излишнее списание продуктов питания, приобретенных за счет средств бюджета (ст. 138 БдК).
Проверками, проведенными в организациях культуры, выявлены следующие нарушения.
В нарушение п. 14 Положения N 641 от 19.07.2013, пунктов 14 и 15 Инструкции о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, бюджетных смет государственных внебюджетных фондов, а также внесения в них изменений и (или) дополнений, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.01.2009 N 8, в результате введения в штатное расписание по бюджету кассиров по продаже билетов, должностные обязанности которых напрямую и исключительно связаны с оказанием платных услуг по внебюджетной деятельности, допущено незаконное получение бюджетных средств (ст. 136 БдК).
Превышение лимита пробега специального легкового автомобиля, установленного п. 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 N 776 "Об упорядочении использования служебных и специальных легковых автомобилей", п. 5 Указа Президента Республики Беларусь от 26.06.2023 N 191 "Об упорядочении приобретения и использования транспортных средств", привело к необоснованному списанию горюче-смазочных материалов, приобретенных за счет внебюджетных средств учреждения (ст. 79 и ст. 138 БдК).