Адрес: 211875, г.Поставы, пл.Ленина, д.25
Телефон приемной: 8 (02155) 4-10-45 (телефон/факс), 8 (02155) 2-66-07 c 8.00 до 17.00
Электронная почта райисполкома: kanz@rikpostavy.by
Режим работы: пн-пт с 8.00 до 17.00, обеденный перерыв с 13.00 до 14.00, выходные дни: сб, вс
Вышестоящий государственный орган
Ночная набережная Набережная Поставы ночью Храм Постав Дворец Тызенгауза
Ночная набережная
Ночная набережная
Набережная
Поставы ночью
Храм Постав
Дворец Тызенгауза
Главная / Актуальная информация
27 января 2020

Анализ состояния безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Витебской области в 2019 году

Довольно широкий, постоянно меняющийся перечень опасных грузов, значительные объёмные и весовые доли их в общем объёме перевозок автомобильным транспортом делают перевозку опасных грузов специфическим видом деятельности.

Беларусь находится на «перекрёстке» основных транспортных артерий и уже не один десяток лет входит в список стран, подписавших Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов. Так же наша страна, являясь членом Таможенного союза, обязана выполнять требования Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877). Существует ряд внутригосударственных законодательных актов в области перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, в частности Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь (далее – Правила). Учитывая то, что перечень опасных веществ, допущенных к перевозке, превышает 3,5 тыс. наименований, их способность создать угрозу жизни и здоровью людей, вред окружающей среде и возможность повреждения или уничтожения материальных ценностей, становится очевидным, что контроль за такими перевозками является задачей крайне важной и злободневной.

К месту уточнить, что к субъектам перевозки относятся не только непосредственно перевозчики, но и организации-изготовители, грузоотправители, грузополучатели. К ним предъявляются определённые дополнительные требования, имеющие своей целью обеспечение надлежащего уровня безопасности и способствующие исключению или сведению к минимуму вероятности возникновения аварий и инцидентов, причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, коммуникациям, зданиям (сооружениям), инфраструктуре.

В Витебской области перевозку опасных грузов автомобильным транспортом осуществляют 262 субъекта хозяйствования, которые для этих целей используют 1181 транспортное средство. Контроль за соблюдением действующих требований при осуществлении транспортировки опасных грузов автомобильным транспортом осуществляют три государственных инспектора областного управления Госпромнадзора. С этой целью в 2019 году инспекторами проведена 71 выборочная проверка субъектов перевозки, результатом чего явилось предписание к устранению 401 нарушения действующих Правил и Норм. В период с августа по декабрь 2019 года проведён ряд мероприятий технического (технологического, поверочного) характера (далее – МТХ) как на маршрутах следования автомобилей с опасными грузами, так и в местах погрузки-выгрузки таких веществ. Проведение таких мероприятий нередко осуществлялось с непосредственным участием сотрудников Государственной автомобильной инспекции. Данные мероприятия выявили 109 нарушений требований нормативных документов непосредственно при транспортировке опасных грузов.

И если с выборочными проверками субъектов перевозки всё более-менее понятно: они проводились с предварительным уведомлением, строго по чек-листам, в результате чего проверяемый субъект был в той или иной мере готов к проверке, то МТХ носили, если можно так сказать, «неожиданный» для проверяемого объекта характер, поэтому данные мероприятия вскрывали истинное положение дел в вопросах организации и осуществления непосредственно перевозок опасных грузов, а именно выпуска техники на линию, укомплектованности транспортного средства дополнительным оборудованием, документального сопровождения перевозок, специальной подготовки водителей, соблюдения ими Правил дорожного движения, требований документов, регламентирующих перевозку опасных грузов и т.д.

В свете сказанного выше следует провести качественный анализ тех нарушений, которые были выявлены в ходе проведения МТХ в отношении 27 транспортных средств. Наибольшее количество нарушений (по 10 или 9,5% от общего количества) пришлось на отсутствие на огнетушителях даты установки и даты следующей проверки (п. 319 Правил) и движение с неубранными в пеналы (ящики) сливными рукавами (п. 480 Правил). Второе место (9 или 8,6%) занимает нарушение, выразившееся в отсутствии паспорта безопасности на перевозимое вещество (п. 400 Правил). Далее следуют такие нарушения, как: не касающееся дорожного покрытия на длине не менее 200 мм (п. 480 Правил) походное заземление (8 или 7,6%), не соответствующая перевозимому грузу (п. 264 Правил) информационная карточка СИО (7 или 6,7%). Шесть раз (5,7%) в папках водителей отсутствовали «Условий безопасной перевозки на конкретный опасный груз» (п.400 Правил), на неисправные или отсутствующие фонари автономного питания при перевозке ЛВЖ в цистернах (п.322 Правил) и на незащищённостьогнетушителей от воздействия погодных условий (п.320 Правил) пришлось по 5 нарушений (по 4,8%). Указанные выше нарушения составили 57,2% от общего числа.

Оставшаяся процентная доля (42,8%) принадлежит следующим нарушениям: отсутствие в папке водителя письменных инструкций, отсутствие или наличие требующего обновления списка ответственных должностных лиц перевозчика, отсутствие копий документов, подтверждающих проведение периодических или промежуточных испытаний, технического диагностирования цистерн (п. 400 Правил). 3 раза был установлен факт перевозки нефтепродуктов без обеспечения водителя необходимыми средствами индивидуальной защиты (п. 323 Правил), дважды автоцистерны не были укомплектованы двумя знаками аварийной остановки (п. 321 Правил), несколько раз были выявлены случаи неправильного нанесения на цистерны знаков опасности и маркировочных знаков опасного для окружающей среды вещества (п. 275 Правил), знаков ограничения скорости (п. 251 Правил).

Анализируя количество выявленных нарушений, следует отметить, что бóльшую часть нарушений допустили перевозчики, принадлежащие:

-Министерству сельского хозяйства и продовольствия (11 транспортных средств) - 52 нарушения;

-Министерству транспорта и коммуникаций (6 транспортных средств) – 30 нарушений;

-Индивидуальным предпринимателям и предприятиям частной формы собственности (10 транспортных средств) – 27 нарушений.

Справедливости ради стóит отметить, что подавляющее большинство нарушений устранено субъектами перевозки в установленные сроки. Однако успокаиваться не следует. Безопасность только тогда будет обеспечена на должной уровне, когда каждый специалист и работник, имеющий отношение к перевозке опасных грузов, будет чётко и ответственно выполнять возложенные на него обязанности в строгом соответствии с требованиями действующих нормативных документов, осознавая, что беду проще предотвратить, чем устранять её последствия, порой, увы, непоправимые. За безопасность нужно платить, за её отсутствие – расплачиваться.

Николай Булин

ведущий государственный инспектор

Витебского областного управления Госпромнадзора

Интернет-ресурсы